“Учитель должен тратить много времени на подготовку к уроку” и другие мифы.

Если почитать родительские чаты, то становится совершенно очевидно, что учитель/репетитор кругом должен. Объяснять после урока, отвечать на сообщения в течение пяти минут, соглашаться отменить урок за пять минут до его начала… Разбираемся, что делать вовсе не обязательно, если вы — учитель или репетитор.

  1. Тратить на подготовку 45-минутного урока 2-3 часа (или больше). 

“Весь вечер готовилась к уроку, а что делать”, — вздыхает моя знакомая Маша, репетитор по английскому языку. Да, педагог может часами выбирать самые интересные статьи для урока; смотреть видео на YouTube и перебирать учебники, выискивая упражнения на грамматику. Но стоит ли красть это время у себя и своей семьи? На своем опыте я убедилась, что на подготовку к уроку всегда уходит все время, что есть — хоть полчаса, хоть четыре часа. Поэтому мне помогает сознательно ограничить время на подготовку к уроку и четче определять для себя, что именно и зачем я ищу.

  1. Задерживаться после урока, чтобы объяснить еще что-то/поговорить с родителями.

Наверное, у каждого репетитора были ученики, чьи родители хотели получить подробный отчет после каждого занятия коротенько, минут на 40. А педагогу было неудобно прервать разговор и уйти. Что делать? Договориться с родителями о том, что вы будете давать им краткий отчет, например, раз в месяц — и выбрать удобную вам форму. Можно написать письмо, отметив прогресс; договориться кратко обсудить успехи, пока ученик делает задание самостоятельно; выбрать время для консультаций — и не бояться сказать “извините, мне нужно идти, у меня урок”.

  1. Заниматься репетиторством со всеми, кто к вам обращается.

Никто, кроме вас, не знает, что вам нравится и удается лучше всего — готовить к международным экзаменам, работать с подростками, учить взрослых и т.д. Поэтому начните с себя — определитесь, каких учеников вы хотите брать, и сконцентрируйтесь на них. Выигрывают при таком раскладе все: преподаватель с большим энтузиазмом проводит занятие, ученик получает больше, потому что у его преподавателя горят глаза и нет раздражения. А “непрофильным” порекомендуйте преподавателя, который специализируется на таких учениках — и в следующий раз он отправит к вам своего “непрофильного” ученика.

  1.  Ни за что не отказываться от работы с учеником.

Даже если он всегда опаздывает. Даже если он никогда не делает домашних заданий. Даже если ему совершенно не нужен ваш предмет. Правда в том, что в этом процессе все стороны одинаково важны и нужны. Определитесь, что для вас точно неприемлемо и предупредите ученика до начала занятий или когда событие произошло впервые: “Регулярное выполнение домашних заданий — обязательное условие наших занятий. Я всегда прекращаю занятия, если ученик не выполняет задание три раза подряд.” И обязательно выполните свое обещание.

  1. Преподаватель не должен брать оплату вперед.

Многие преподаватели проводят первое занятие бесплатно или по сниженной цене. Однако после того, как знакомство состоялось, вы вполне можете брать оплату за несколько уроков вперед. Объяснять причину такой финансовой политики совсем не обязательно, а вот предупредить ученика об этом до начала занятий — да. 

Восприятие преподавателя как прислугу и человека, который должен бесконечно много всего ученику и его родителям можно изменить только если начать с себя: начать воспринимать себя как равного в этих отношениях, определиться с тем, что вы категорически не приемлете и начать говорить об этом вслух. Вежливо, но твердо. 

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *